Поддержка экономики должна базироваться не на выборочности того или иного предприятия, не на популистском желании развить те или иные отрасли, а на базовых экономических принципах.
В прошлой части было описано, как лучше увеличить поступления в бюджет. В этой части попытаемся определиться относительно того, какие отрасли поддерживать, а какие не стоит.
Здесь имеется несколько вводных, которые нужно понимать.
Во-первых, у нас расходы превышают доходы, и мы сейчас проедаем Нацфонд, ВВП падает и денег хватит не надолго.
Во-вторых, это кризис и денежные средства именно сейчас (это важно понимать) нужно использовать с наибольшим эффектом, чтобы стимулировать экономику и расширить налоговую базу.
Про курс, бюджетную политику и прочее

Правительство выбрало самый легкий вариант – низкий курс тенге, увеличение ставок по налогам и увеличение собираемости налогов ... Подробнее
Поддержка экономики должна базироваться не на выборочности того или иного предприятия, не на популистском желании развить те или иные отрасли (а-ля "станем автопроизводителем мирового уровня, или производителем современных локомотивов, или будем производить больше всего солнечной электроэнергии" и так далее), а на базовых экономических принципах.
Их много, часть нужно использовать в долгосрочном аспекте, но сейчас мы говорим именно об оперативных мерах (это также важно понимать и это сразу же ответ многим, кто мне сейчас будет писать про альтернативные источники энергии, высокие технологии, человеческий капитал и прочие трендовые отрасли с нулевой добавленной стоимостью для Казахстана, это все относится к долгосрочным планам, и про это будет отдельный текст).
Расчет ВВП должен использоваться не для отчета и для самоутешения, а для правильного управления экономикой.
Всем известно, что ВВП рассчитывается тремя способами. В Казахстане распространен производственный метод, который основан на суммировании добавленной стоимости. Но, как мне кажется, наиболее показательным являются метод по доходам и метод по расходам.
Рассмотрим каждый и сделаем определенные выводы по каждому методу относительно нашей политики.
Методом по расходам – конечное потребление плюс валовые накопления в инвестиции плюс государственные расходы и плюс чистый экспорт.
Если смотреть, что включает ВВП по расходам, то здесь очевидно, что при сокращении потребления ВВП снижается, при снижении экспорта – ВВП снижается, при росте импорта – ВВП снижается, при снижении государственных расходов – ВВП снижается.
В Казахстане потребление падает, государственные расходы не растут, чистый экспорт падает.
Допустим, у государства есть 1 трлн тенге, который он хочет отправить на поддержание ВВП.
Что сейчас делает государство:
1. Стимулирует отдельные полубанкротные компании, которые денежные средства направляют на погашение долгов, в том числе зарубежным партнерам. Деньги уходят зарубеж, осуществляют давление на платежный баланс и приносят ноль добавочной стоимости. Про мультипликатор вообще молчу. Эффект нулевой.
2. Стимулирует отдельные капиталоемкие производства. Что из этого происходит? Предприятие, получив деньги от государства, направляет их на приобретение зарубежного дорогого оборудования. В результате, если смотреть формулу ВВП, то видно, что предприятие увеличило активы и вроде как должен произойти рост ВВП, предприятие еще стимулировало импорт за счет покупки оборудования – тем самым это все оборудование вычитается из ВВП.
Снова получаем нулевой эффект от такого государственного "чудо-решения" в период кризиса, когда рост ВВП нужен здесь и сейчас.
Может быть такое оборудование даст эффект, но только не в этом году, а через несколько лет.
Например, государство дает кредит на строительство завода по сборке автомобилей в размере 30 млрд тенге. Что происходит? Где-то 70 процентов уйдет на закуп оборудования, и мы простимулируем нашими деньгами партнеров по производству (Россия, Франция, Корея) и так далее. Еще на процентов 20 закупим запасные части и снова простимулируем соседние государства. А самим останется 10 процентов на мелкую стройку.
Итого на поддержание ВВП в текущем году мы получим 10 процентов, то есть 3 млрд тенге. Но это еще полбеды. Далее, так как создали все условия, чтобы покупали только отечественное авто, а при том, что из 100 процентов стоимости - 80 процентов уйдет в виде запасных частей нашим партнерам, то люди, которые покупают за свою заработную плату отечественные авто, 80 процентов отправляют нашим партнерам и стимулируют не наш ВВП, а наших партнеров, таких как Россия, Корея и тому подобное. И как вы считаете, это верный подход по стимулированию экономики в период кризиса?
Развивать машиностроение нужно, но не в период кризиса, когда каждая копейка на счету, а в период бурного роста, когда имеется излишний доход.
Что делать?
Специально для обывателей приведу пример на обычной семье, которая вдруг теряет доходы, но имеет накопления. Будет ли такая семья, покупать телевизор, чтобы его через полгода продать за полцены? Нет, конечно, такая семья постарается что-нибудь произвести, например, может у себя на участке посадить овощи и купить корову, условно. Другими словами, обычная семья постарается получить максимальный эффект от имеющихся накоплений.
На государственном уровне примерно также - нужно в период кризиса вкладывать в те отрасли, которые дают мгновенную отдачу, и деньги остаются в экономике.
Чтобы понять, куда вкладывать, нужно посмотреть другой метод, а именно метод по доходам, который равен: заработная плата + аренда + проценты по кредитам + прибыль корпораций + амортизация + косвенные налоги – субсидии – заработок иностранцев.
Здесь ключевые две статьи – заработная плата и прибыль. Другими словами, если предприятие высокорентабельное, то такое предприятие нужно стимулировать, если предприятие не высокорентабельное, но трудозатратное, то его нужно стимулировать.
Если высокорентабельные предприятия создаются исключительно в частном секторе и при высоком качестве государственных институтов, то у государства остается только один вариант – это стимулировать трудозатратные производства.
Отсюда понятно, что государственные денежные средства должны направляться в те отрасли, где частный сектор не может заменить государство и где высокие трудовые затраты.
В Казахстане я бы выделил несколько отраслей, которые именно государство в период кризиса должно развивать:
I. Как это ни странно, но нужно увеличить финансирование геологоразведки
Казахстан в период бурного роста нефтяного сектора накопил большой опыт и оборудование в геологоразведке. Есть множество компаний, которые качественно делают сейсмику и осуществляют поисковые буровые работы.
Что это дает:
1. Мы поддерживаем отрасль и создаем большое количество рабочих мест, деньги попадают в экономику в виде заработной платы – рост ВВП. Люди, тратя заработную плату, стимулируют других производителей, которые также платят заработную плату – это и называется мультипликативный эффект.
2. Мы создаем хороший нематериальный актив в виде информации, и в-купе с предыдущим моим предложением в развитии недропользования, это хороший стимул для иностранцев входить в Казахстан в качестве инвесторов в нефтедобычу, когда будет иметься качественная геологическая информация.
II. Нужно поддерживать туристическую отрасль
Туристическая отрасль – это одна из немногих отраслей, в которой большие трудозатраты.
В данном направлении от государства нужна косвенная поддержка, которая заключается в следующем:
1. Государство должно строить инфраструктуру для туристической отрасли – дороги, парки, создавать памятники, проводить воду, электричество, газ, предоставлять землю в зонах отдыха и сокращать проверки для мелких предприятий в этой отрасли. Строить вокзалы, аэропорты и тому подобное.
2. Проводить административные мероприятия по поддержке туристической отрасли путем расширения стран по безвизовому режиму, уходить от атавизма с регистрацией в миграционной полиции, упорядочивать работу такси, общественного транспорта, наводить общественный порядок и так далее. У нас, к сожалению, даже нет общей государственной стратегии по развитию туризма, хотя Казахстан - уникальная страна с большим потенциалом.
3. И одно из значимых мероприятий – это проведение ивентов в стране различного масштаба. А именно, организация концертов мировых звезд (как, например, в Тбилиси), проведение значимых спортивных мероприятий. И нужна какая-то фишка мирового уровня, чтобы притягивать туристов в Казахстан.
Строительство инфраструктуры, равно как и туристическая отрасль, достаточно трудозатратное мероприятие и будет иметь достаточно высокую отдачу для ВВП.
III. Поддержание сельскохозяйственной отрасли
В отличие от других отраслей, сельскохозяйственная является также базовой отраслью с высокими трудозатратами. Аграрный бизнес очень сложный и не самый прибыльный, но из-за высоких трудозатрат имеет хороший эффект на ВВП. Проблем в аграрном бизнесе множество, и описывать их смысла нет.
Но что нужно сделать государству, чтобы стимулировать правильно аграрную отрасль:
1. Самое важное – это обеспечение финансирования сельского хозяйства. Увы, но текущая система финансирования достаточно ущербная, направлена на крупный бизнес и не имеет такой отдачи, которая должна быть.
В сельском хозяйстве наиболее эффективными являются средние и мелких хозяйства, которые находятся без поддержки.
Поэтому нужно максимальный объем ресурсов направить именно на средние и мелкие хозяйства, путем кредитования их под будущий урожай. Принцип очень простой, без бумаг и кучи анализов. Имеется регион, есть земля, выезжает специалист, смотрит качество земли и определяет, сколько денег нужно на 1 га. Государство дает деньги, в залог берет землю и будущий урожай. Осуществляет страховку урожая и по итогам уборки либо забирает урожай, либо получает денежные средства.
2. Организация сбыта для сельхозтоваропроизводителей. Продукция сельского хозяйства очень чувствительна к цене, поэтому государство должно именно регулировать спрос и предложение на рынке, чтобы сгладить скачки в ценах. Так как средние и мелкие предприятие не способны выходить на экспорт, государство должно всячески помогать с экспортом продукции.
3. Субсидирование не производства, а потребления. Когда стимулируется потребление, тогда данные субсидии будут попадать наиболее эффективным товаропроизводителям, потому что, потребитель предпочитает покупать качественную продукцию. Например, если мелкий и средний товаропроизводитель продает напрямую ритейлеру продукцию или имеет собственные торговые точки по продаже конечным покупателям, то давать субсидию такому производителю в размере 10-15 процентов. Это будет стимулировать сети покупать напрямую у производителей в обход посредников, и больше добавленной стоимости остается у товаропроизводителей.
Про поддержку нефтяного сектора я писал в прошлом посте, поэтому здесь повторяться не буду. Нужно понимать, что нефтяной сектор - наиболее прибыльный даже в период низких цен, а прибыль фирмы – это один из источников ВВП. Поэтому данную отрасль нужно поддерживать и развивать. К тому же при притоке инвестиций улучшается платежный баланс, который нам так важен.