Все известные цивилизации мира имели в сердцевине своего могущества развитую систему коммуникаций, которая позволяла интенсивно перемещаться идеям, знаниям, людям, товарам и услугам.
По свидетельствам таких всемирно известных культурологов как А.Тойнби, О.Шпенглер и К.Леви-Стросс древние цивилизации глобальной Евразии развивались в пойме и междуречье великих евразийских рек, таких как: Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ и Янцзы, Амударья и Сырдарья.
По мнению автора теории кибернетики Н.Виннера речной транспорт позволил значительно увеличить интенсивность контактов внутри древних цивилизаций и способствовал их бурному технологическому, экономическому и культурному развитию.
Цивилизация Древней Греции стала первой морской цивилизацией, создавшей развитую систему морских коммуникаций. Наследниками морского могущества Древней Греции в разные времена становились Голландия, Португалия, Испания, Англия и США.
Все они входили в острое геополитическое противостояние с ведущими сухопутными державами Евразии. Одной из первых сухопутных империй Востока и мира, последовательно противостоявшая морской цивилизации Запада, была держава Ахаменидов, которая во многом состоялась благодаря многовековому влиянию евразийских кочевников, представлявших огромный ареал скифо-сакской кочевой культуры Великой степи.
Разработка и внедрение новых коммуникационных технологий создавали экономические и политические предпосылки для возникновения новых цивилизаций.
Так, после открытия кочевниками новой технологии перемещения в пространстве евразийских степей, возникла конно-кочевая цивилизация Евразии, ее представители стали инициаторами первого проекта глобализации мира, когда локальные, замкнутые цивилизации Древнего мира получили возможность доступа к культурным массивам других оседлых цивилизаций.
Мировоззренческая революция, вызванная первой волной номадической глобализации, зафиксирована во всемирной истории, по мнению известного немецкого философа К.Ясперса, как «осевое время» – когда в V веке до нашей эры в различных частях глобальной Евразии возникли такие духовные столпы человечества как: Сократ, Зороастр, Будда и Конфуций.
Таким образом, доместикация лошади, которая произошла, по утверждению целого ряда авторитетных западных ученых, на территории Северного Казахстана – стала поворотным пунктом мирового развития.
Наша страна являлась не только местом рождения конно-кочевой цивилизации, но и стала свидетелем ее трагической гибели после более четырех тысячелетнего пути развития, полного геополитических триумфов и достижений, а также исторических поражений и катастроф.
На протяжении долгих веков кочевые империи занимали доминирующие позиции в геополитическом пространстве глобальной Евразии.
Однако в конце XVIII века «жизненное пространство» последних свободных евразийских кочевников – казахов оказалось в смертельных геополитических тисках оседлых империй – России и Китая.
Военное доминирование кочевых империй было обусловлено технологическим превосходством, что породило в земледельческих цивилизациях глубокий комплекс неполноценности, который был сублимирован в миф о диких и жестоких варварах, неспособных к государственному строительству и сознательно разрушающих культурные достижения «мировой» цивилизации.
Вторжение кочевников в пространство оседлых цивилизаций, как правило, было следствием функционирования системы неэквивалентной (несправедливой) торговли между земледельцами и скотоводами. Желание восстановить баланс интересов во взаимном обмене товарами провоцировало кочевые империи к вооруженной экспансии.
В этом контексте уместны слова известного культуролога О.Шпенглера: «История государства есть история войн. Идеи, требующие решений, отстаивают не словами, а силой оружия».
Главным корневым отличием государства от любой иной организации в мире является наличие такого стратегического ресурса как территория. Контроль территории является центральной функцией государства и в этом отношении кочевые империи Великой степи не знали себе равных. Главным внутренним императивом государственного строительства в Центральной Евразии было формирование справедливого мирового порядка – именно этой геополитической миссии следовал великий Чингисхан – основатель крупнейшей в мировой истории империи.
Казахстан является признанным наследником культуры великой конно-кочевой цивилизации Центральной Евразии.
Номадические империи прошлого стремились к созданию единой цивилизационной общности через введения единых законов, развитие транспорта и связи, а также других коммуникационных систем. Создание развитой инфраструктуры способствовало расширению зоны свободной торговли, экономическому росту, политической стабильности и созданию пространства интенсивных межкультурных коммуникаций.
В номадических империях деятельность всех основных конфессий поддерживалось государством, отсутствовало деление по этническому принципу, а в правящую элиту активно интегрировались представители различных этнических и конфессиональных групп. Таким образом, в рамках великой номадической цивилизации Евразии создавались идеологические условия для развития эффективной системы международных коммуникаций различных культурных традиций мира (конфессий, этносов, языков).
Уважение к культурным ценностям других народов и стран стало отличительной чертой евразийских номадов, которые первыми создали модель государственного управления, основанную на культурной толерантности и веротерпимости.
В то время как в оседлых цивилизациях традиционно доминировала замкнутость, закрытость и недоверие к чужим культурным ценностям, которое выражалась в реализации жесткой политики культурной ассимиляции и демонстрации этнического и религиозного превосходства.
Сегодня «колесо фортуны» совершило очередной оборот вокруг своей геоисторической оси и традиции номадической цивилизации Великой степи вновь стали актуальны в современном постиндустриальном мире.
В условиях глобальной информационной цивилизации, основанной на новой революционной системе коммуникаций (современные транспортные системы, спутниковое телевидение, сотовая связь, Интернет и т.д.) оказался остро востребован новый тип мышления свободный от стереотипов замкнутых, оседлых цивилизаций.
В этой связи примечательна теория Ж.Аттали – первого президента Европейского банка реконструкции и развития и члена рабочей группы по разработке казахстанской Конституции, который в своей книге «На пороге нового тысячелетия» озвучил концепцию неономадизма, высказав мысль о том, что: «Оседлый образ жизни общества – только промежуточный этап между двумя этапами кочевого образа жизни народов Земли».
Современные номады (неономады) – это люди с новым типом мышления – открытые, мобильные, толерантные, способные к восприятию культурных ценностей иных народов, именно поэтому идеология неономадизма актуальна в современном глобализирующемся мире и сможет составить реальную конкуренцию сценарию «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона – знаменитого американского геополитика.
В данном залоге теория неономадизма хорошо сочетается с ключевыми положениями казахстанской версии евразийства, ориентированной на созидательную интеграцию и культурное сближение различных государств глобальной Евразии.