Еще несколько фактов, влияющих на бензин, и почему правительству все-таки придется поднимать цены на него.
1. Цена на АНПЗ на нефть составляет порядка $80 за тонну, или 27 200 тенге, что без НДС составляет 24 285 тенге.
Мировая цена сейчас - $50 за баррель. Скидка трейдера и транспортировка - порядка $10 на баррель. Итого цена - $40 за баррель. Отнимаете от нее 11% рентного налога на экспорт, 14,3% ЭТП и 5% НДПИ (скидка по НДПИ при поставке на местный НПЗ).
Тогда получается нетбэк (чистая производственная) цена - $27,88 на 1 баррель. В одной тонне 7,2 барреля, итого за этот объем нетбэк-цена составляет $200, или 68 тыс. тенге.
Итого получается, что разница в цене между внутренним и внешним рынком в тенге составляет 43 715 тенге на тонну, или 32 тенге на литр бензина.
2. Увы, но мы находимся в ЕАЭС, и у нас открыты границы, а это значит, из любого приграничного региона можно без проблем заехать в Казахстан, закупиться и уехать. Для ГСМ это актуальнее всего, так как в очень большую машину типа "камаза" можно вмонтировать бак для топлива до 500 литров.
Теперь посчитаем разницу в ценах.
В России 92-й бензин в розницу стоит 35 рублей за литр, что при текущем курсе в 5,28 рубля составляет 184,8 тенге.
У нас цена в розницу (которая образуется рыночным ценообразованием) составляет 125 тенге на литр. Разница – 60,8 тенге. Если перевозить между границами бензин на одном автотранспорте контрабандой до 500 литров, то прибыль составит 30 400 тенге с одного рейса.
Затраты на перевозку - это примерно 5-7 тыс. тенге. Скидка для быстрой реализации - еще 10 тыс. тенге. Итого с одной поездки можно заработать порядка 15 тыс. тенге. Если делать в день по одной поездке, то для сельской местности это неплохой доход.
Но самое критичное – это дизельное топливо (ДТ), которое в России стоит примерно так же, как у нас АИ-92, то бишь 180 тенге за литр. В Казахстане оно стоит 99 тенге за литр. И тогда в приграничной территории российским крестьянам можно без проблем использовать наше ДТ для уборки урожая.
Но и это еще не все. АИ-80 в России запрещен, а у нас он стоит 89 тенге за литр. Большое количество автотранспорта в России способно ездить на АИ-80, который получается у нас дешевле в два раза, это при открытых границах.
3. Почему же это происходит? Увы, но это следствие не только государственного неадекватного регулирования рынка ГСМ, но и разных налоговых систем и курса тенге по отношению к рублю.
Национальная валюта не укрепляется и сейчас уже составляет 5,28 к рублю. Соответственно, российское топливо в тенге для нас дорожает.
Разница в акцизах у нас огромная, если в России акциз на бензин составляет 7500 рублей, или 39 600 тенге, то у нас - 11 000 тенге на тонну.
Чтобы понять, занижены ли у нас цены на ГСМ, нужно просто пересчитать розничные цены России по нашим налогам. Итак, АИ-92 в России стоит 184,8 тенге. Отнимаем НДС 18% - 151,5 тенге. Отнимаем российский акциз 28,9 тенге - 122,6 тенге. Это бензин, очищенный от НДС и акцизов.
Теперь добавляем сюда наш акциз - 8 тенге на 1 литр = 130,6 тенге и добавляем НДС, получаем 146,3 тенге - это стоимость российского бензина в рознице в пересчете на казахстанскую налоговую систему.
То есть, чтобы наши цены соответствовали российским (а мы зависим от российского бензина), нужно поднимать цену минимум на 20 тенге на литр. А текущая разница в размере 21,3 тенге и составляет ту заниженную стоимость, которая у нас существует на рынке ГСМ.
Состоя в едином экономическом пространстве с разными налоговыми системами, решать вопрос с вывозом товара в приграничных территориях практически невозможно. А когда отрасль искривлена государственным вмешательством, это может вылиться в дефицит топлива.