Путь к американской мечте

Америка – удивительная страна. Группа колонистов, некогда основавшая новый континент, сумела за пару веков на родине индейских племен поднять совершенно новое государство. И если Британия отдала Америке английский язык, то американцы на этом языке подарили миру огромный пласт мировой литературы.

Кого здесь только нет: Марк Твен и Джек Лондон, Хемингуэй и Селинджер, Рэй Брэдбери и Роджер Желязны. Литература каждой страны, как и нация, имеет определенный характер. И американская литература, из века в век, рассказывает нам одну и ту же историю: историю победителя.

Упорное и целенаправленное движение навстречу «американской мечте» – качество, вырабатываемое в американцах годами. Когда страна только зарождалась, во времена освоения земель, такая установка была необходима колонистам, чтобы выжить: трудные условия обитания, борьба с индейскими племенами, впоследствии – война за независимость с бывшими соотечественниками.

Коллективная сознательность американцев проявилась именно в стремлении обрести новый дом, объединиться под флагом конфедерации и выстраивать свои собственные законы. Так была выкована та самая американская мечта: преодолеть все трудности и подняться на вершину мира.

Отражение этих мыслей звучит в американской классической литературе – как в прошлые столетия, так и в наши дни. Самый распространенный мотив повествования, близкий американцу по духу, это истории о странствиях героя. Преодоление многочисленных препятствий, воспевание силы духа, и, зачастую, вера в Бога позволяют герою выжить, добраться, исполнить свое предназначение.

map usa 1

Препятствия героя могут поджидать разные: покорение индейских племен и окружающей природы (Фенимор Купер), борьба за выживание в годы американской депрессии (Теодор Драйзер), выживание в сложных житейских условиях, преодоление трудностей и вера в себя (Джек Лондон, и в особенности, безусловно, его автобиографический «Мартин Иден»), поиск себя и смысла жизни, вопросы религии и веры (Марк Твен).

Главным героем здесь становится обыватель – простой человек, ничем особо не привлекательный. Это тоже – один из постулатов незыблемой американской мечты, гласящей, что счастья достоин каждый.

Сегодня на этом фоне выросли десятки супергероев: от Капитана Америки до Человека-Паука. Удача, говорят такие истории, приходит к каждому нужно только ее разглядеть.

Славится американская литература не только тяжеловесным романом, но и своими новеллами. И в первую очередь, нужно отдать должное лауреату Нобелевской и Пулитцеровской премий, любимцу каждого поколения молодежи – Эрнесту Хемингуэю. Журналист, военный корреспондент, художник – Эрнест Хемингуэй для американцев, что для всего постсоветского мира - наш Сергей Довлатов. Обоих все любят – от океана до океана. Безраздельная народная любовь принадлежит этим авторам.

Самым ярким, самым запоминающимся примером творчества Эрнеста Хемингуэя стал рассказ «Старик и море». Рассказ о борьбе человека и стихии, о праве противостоять силам природы, о несгибаемой воле – наперекор судьбе, без надежды на счастье.

Сюжет рассказа трактовался множество раз. Не обошли его стороной и казахстанские кинематографисты. Нашумевший в свое время фильм «Шал» Ермека Турсунова – еще один вариант прочтения этой истории.

Литература с течением времени трансформируется: с запросом публики меняется и стиль написания, меняются подтексты, появляются новые задачи. Помимо классической литературы, широко распространена по всему миру американская детективная проза, американская фантастика, в последнее время все большую популярность приобретает американская бизнес-литература. Посыл «дерзай – и сможешь» хорошо отражен во многих произведениях, но догмой для авторов он не является.

map usa 2

Забавно, что «отцом» детективного романа в Америке является всемирно-известный, но совершенно не «американский» писатель Эдгар Аллан По. Непревзойденный автор готического романа, Эдгар По кажется выходцем из Европы, и в родной стране был при жизни не особенно популярен. Темный, задумчивый, полностью отдающий своих героев во власть фатума – По завоевал популярность в Англии и Франции, и лишь после этого – дома. Несмотря на это, По повлиял на стиль работы многих авторов – от Агаты Кристи до Стивена Кинга.

Что до фантастики, то ее расцвет пришелся на ХХ век. Главными апологетами этого течения в литературе стали романисты США и СССР. Связано это, конечно, с мечтами и планами об освоении космоса.

Американская фантастика ХХ века жива и разнообразна: здесь и «Хроники Дюны» Френка Герберта, названные «учебником земной и внеземной дипломатии», Курт Воннегут, использовавший фантастику как метод подчеркнуть неприглядную реальность, что прекрасно показано в его «Бойне номер пять» – автобиографической, по сути, книге об ужасах Второй мировой войны. Американскую мечту на Марсе воспевал недавно ушедший из жизни Рэй Брэдбери – классик американской фантастики, отправлявший в своих романах колонистов на Марс, которые строили там города и деревни. Увы, его мечтам до сих пор не суждено было сбыться.

Роберт Шекли, Айзек Азимов, Клиффорд Саймак – всех и не перечислить. Бесспорно, мечтать о новых мирах и землях американцы умеют лучше всех остальных.

Отправляют широкоплечих и улыбчивых Стивенов и Крейгов с бластерами на межзвездную войну, либо встречают пришельцев и роботов у ворот родного дома – они всегда готовы к приключениям и неожиданностям.

Конечно, было бы неправильным навешивать стереотипы как на нацию, так и на ее культуру. Кто-то идет по проторенной дороге, а кто-то – взрывает старые формы и создает новые. Не оставляет сомнений одно: американская литература, как классическая, так и современная, заслуживает большого внимания читателя. Право, потратить на нее свое время – совершенно не жаль. 

 

Дария ЕРМУХАН

Автор:
Дария ЕРМУХАН

историк-американист, выпускница университета Дьюка в США

 

Resusrs Resurs Facebook Twitter Google Plus Youtube Instagram Linkedin VKontakte