Изучение творческого наследия Абу Насра аль-Фараби в Казахстане началась в шестидесятые годы двадцатого века. Инициатором научных исследований в этой области стал Акжан Машани (Машанов).
Вспоминая об этом, он писал: «Разве нам кто-нибудь запрещает заниматься изучением научного наследия аль-Фараби и разве не является это дело прямой и почетной обязанностью ученых Казахстана – его родины? Это наш долг перед народом и перед памятью одного из великих его сынов. И я поставил себе задачу: начать исследование наследия Фараби. Это было в 1956 году. … Через два года в руках оказались два тома трудов аль-Фараби и столько же о нем. В 1960 году мы (я и директор библиотеки АН КазССР Ахметова Н.) написали докладную на имя Президента АН КазССР К.И. Сатпаева о том, что настала пора вплотную заняться изучением наследия аль-Фараби. Он принял докладную с большим вниманием и визировал: «Согласен. Реализовать» [1, с.106].
По прошествии лет в Казахстане, в 1967 г., организовалась группа по изучению наследия аль-Фараби, и началось фундаментальное изучение его трудов. Оно проводились в русле мировой философии и осмысления проблем историко-философского процесса в целом.
Но именно Акжан Машани определил развитие фарабиеведения в Казахстане в русле осмысления национальной истории, культуры и самосознания народа.
Благодаря его подвижническим усилиям, современное познание в наследии аль-Фараби находит глубинные корни казахской духовной культуры, ее тюрко-исламское основание и мировоззренческое содержание. Память об этом настойчивом исследователе-патриоте, его вклад в развитие фарабиеведения увековечены Казахским национальным исследовательским техническим университетом им. К.И. Сатпаева, где он трудился длительные годы. Его имя носит Институт базового образования этой старейшей кузницы технических кадров страны.
Центром по изучению наследия Абу Насра аль-Фараби стала Академия наук, а головным учреждением, выполнявшим и продолжающим до настоящего времени выполнять фундаментальные исследования в этой области, – Институт философии и права АН Казахской ССР, в настоящее время Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Интенсивность первоначальному изучению наследия аль-Фараби и развертыванию программы его исследований вширь придала подготовка к проведению ряда международных мероприятий, посвященных 1100-летнему юбилею мыслителя и проводившихся под эгидой ЮНЕСКО в мире. В юбилейную программу была включена и международная научная конференция, проводимая на его исторической родине, в тогдашней столице Казахстана – Алма-Ате.
Эта работа осуществлялась в тесной связи с головными организациями Академии Наук СССР, так как Казахская Академия Наук являлась его научным и организационным подразделением. В становлении казахстанского фарабиеведения мы видим заслугу таких видных российских ученых, как академик Б.Г. Гафуров, широко известные доктора наук С.Н. Григорян и Б.А. Розенфельд, кандидат философских наук А.В. Сагадеев и др.
Ученые АН СССР оказывали содействие и консультировали в поиске и осуществлении переводов трактатов аль-Фараби, их подготовке к публикации, участвовали в подготовке через аспирантуру и докторантуру высококвалифицированных философских кадров для Казахстана, работали в совместных научных проектах.
Результатом такого сотрудничества стали проведение в Алма-Ате в 1975 г. юбилейной международной научной конференции, посвященной 1100-летию Абу Насра аль-Фараби, и издание ее материалов, подготовка совместных научных исследований, обучение в аспирантуре ведущих центров Москвы молодых исследователей из Казахстана, в частности Г.Б. Шаймухамбетовой и С.К. Сатыбековой.
Казахстанское фарабиеведение на протяжении этих лет осуществляло разностороннее изучение многих сторон энциклопедического наследия мыслителя: онтологии и гносеологии, логики и социальной философии, этики и эстетики, политики и естествознания, музыки и математики.
Результаты этой всесторонней и глубокой научно-исследовательской деятельности опредметились в солидных монографических работах и научных статьях, в материалах, проведенных в нашей стране международных научных форумов и республиканских конференций. Имя аль-Фараби зазвучало не только с трибун научных форумов, но и в студенческих аудиториях, школьных классах, на телевидении и по радио.
В отечественной философии сложилась казахстанская школа фарабиеведения и устойчиво развивается философская традиция в этой области историко-философского знания. Фарабиеведческие исследования прошли определенную эволюцию, в них менялись руководители проектов, приоритеты и направления исследований, приходили новые и молодые исследователи. Но одно оставалось неизменным – наследие аль-Фараби, впитавшее в себя идеи эллинистических, арабо-персидских и тюркских культурных традиций и превративших их в концентрацию коммуникативно-духовных связей Востока и Запада.
Как и в любом сложном деле, в изучении наследия аль-Фараби можно выделить определенные уровни и направления, взаимосвязанные друг с другом, но в то же врем отличающиеся друг от друга. Уже в самом начале научной работы по изучению энциклопедического творчества аль-Фараби наметились три плана исследовательской деятельности.
Первый план был нацелен на поиск, перевод на казахский и русский языки трактатов мыслителя. Второй – на научно-исследовательскую и научно-организаторскую деятельность, в рамках которой бы осуществлялось изучение трудов аль-Фараби и их активное введение в дискурс казахстанской философии.
И, наконец, третий план был направлен на научно-популяризаторскую, образовательную и пропагандистскую работу, в которой наследие аль-Фараби стало бы достоянием широких научных кругов, обучающейся молодежи и населения страны.
Именно в этих направлениях стало развиваться казахстанское фарабиеведение.
История проводимой в этих направлениях деятельности показывает, что это был правильно выбранный курс, и он продолжается по настоящее время, открывая новым исследователям и всем интересующимся историей философии и духовной мысли Казахстана интеллектуальные откровения аль-Фараби, показывая универсализм и открытость его духовного наследия все новым и новым смыслам.
В развитии казахстанского фарабиеведения советского периода можно выделить два периода:
- первый (с шестидесятых годов ХХ века и до проведения 1100-летнего юбилея мыслителя), когда было положено начало изучению наследия аль-Фараби в Казахстане;
- второй период (со второй половины семидесятых годов и до обретения независимости), когда было продолжены начинания первого периода и развернулось последовательное и планомерное изучение наследия мыслителя.
В целом развитие фарабиеведения до 1991 г. проходило под влиянием марксистско-ленинского мировоззрения, его классового подхода и диалектико-материалистической методологии. Оно проявилось в том, что наследие средневекового мыслителя интерпретировалось и репрезентировалось в русле поиска, прежде всего, материалистических тенденций в его мировоззрении и констатации уступок идеализму в различных областях его философско-энциклопедического наследия, а также в поиске диалектических моментов его методологии и констатация в целом метафизичности его методологических установок. Такой подход был отличительной особенностью всей советской философии, не избежало его и казахстанское фарабиеведение.
Первоначальной задачей на начальном этапе изучении энциклопедического наследия аль-Фараби стала задача поисков и приобретения максимального количества трактатов аль-Фараби.
Она потребовала не только налаживания новых научных связей с учеными, научными центрами, университетами и библиотеками зарубежных стран, но и государственной поддержки, так как сделать это было не просто. Кроме того, для своего полнокровного развития это направление потребовало привлечения высококлассных специалистов, владеющих арабским, персидским и западноевропейскими языками, глубоко знающих не только все тонкости языка, но и обладающих высокой философской культурой.
Когда начиналась работа по изучению наследия Абу Насра аль-Фараби, в Казахстане еще не было факультета по изучению восточных языков и восточной культуры, ощущалась острая нехватка кадров, владеющих арабским и другими восточными языками, с одной стороны. С другой же стороны, факультет философии не осуществлял специализации по восточной философии вообще, средневековой в частности. Поэтому перед начинающими исследователями наследия аль-Фараби и переводчиками стояли не простые задачи.
Но с течением времени выросли собственные молодые кадры по переводу философских трудов аль-Фараби. Среди первых участников проектов по публикации переводов трактатов Абу Насра аль-Фараби с арабского языка на русский, их сверки с публикациями на других языках мира следует отметить Б.Я. Ошерович, Е.Д. Харенко, К.Х. Таджикову, Н.Н. Караева, Б.К. Тайжанова.
Переводы осуществлялись по рукописным текстам, находящимся в архивах библиотек и различных научных учреждений России, Узбекистана, Чехословакии, по многим арабским изданиям, хранящимся Каире, Анкаре, Берлине, Хайдарабаде, Бейруте, Лейдене, Лондоне и других.
Многие труды аль-Фараби были утеряны. Переводческая деятельность осложнялась не только в связи с особенностями и спецификой средневековых текстов, но и в связи с качеством самих рукописей, веками хранившихся в различных архивах. Постепенно число трактатов аль-Фараби в Казахстане количественно возрастало.
Казахстанским переводчикам и исследователям удалось осуществить издание тематической серии работ средневекового мыслителя. В 70-80-е годы ХХ века в свет выходят следующие циклы трудов Абу Насра аль-Фараби: «Философские трактаты» (1972 г.), «Философиялық трактаттар» (1973г.), «Социально-этические трактаты» (1973 г.), «Әлеуметтік трактаттар» (1974 г.), «Логические трактаты» (1975 г.), «Математические трактаты» (1972 г.), «Комментарий к «Альмагесту» Птолемея» (1975 г.), «О разуме и науке» (1975 г.), «Историко-философские трактаты» (1985 г.) и «Естественно-научные трактаты» (1987 г.).
В совокупности они составили библиографическую базу для исследования взглядов аль-Фараби, позволившую казахстанским исследователям ознакомиться с основными исследовательскими направлениями фундаментального интереса средневекового философа-ученого, просветителя-гуманиста. Это были труды, имеющие отношение к философии и языкознанию, математике и физике, медицине и химии, они демонстрировали поистине энциклопедические познания аль-Фараби.
Сегодня мы вправе высоко оценить труд тех исследователей, что стояли у истоков фарабиеведения в Казахстане, кто упорным трудом и настойчивостью пробивал дорогу последующим поколениям ученых, вдохновляя их на новые рубежи созидательного творчества.
Мы отдаем дань глубокого уважения их труду. И наша признательность им за творческий почин, благодаря которому имя аль-Фараби вписано в анналы духовной культуры нашей страны, за возможность молодым ученым учиться, постигая их труды, и, обогащаясь новыми идеями современной философии, развивать замыслы тех, кто был в начале пути.
Первым среди них следует назвать Акжана Машани. Заслуга его научной деятельности состоит, прежде всего, в том, что он инициировал фарабиеведческие исследования в Казахстане. Факт сам по себе исторически важный и значимый. Его интересовали работы аль-Фараби по астрономии и геодезии, геологии и горному делу, металлургии и физике, химии и др. Особенностью деятельности аль-Машани на поприще фарабиеведения является то, что он никогда не оставался кабинетным ученым.
Благодаря его активному участию в общественно-культурной жизни страны, его выступлениям в средствах массовой информации, широкая общественность знакомилась с наследием ученого-энциклопедиста. Ведущие масс медиа того времени, такие как «Социалистік Қазақстан», «Білім және еңбек», «Лениншіл жас» и другие публикуют статьи, в которых казахстанская общественность знакомится с историческим соотечественником, его основными идеями и содержанием его главных произведений. Его перу принадлежат первые статьи об аль-Фараби, среди которых «Әл-Фараби» (1961 г.), «Әл-Фараби еңбектері туралы: Орта Азия ғалымдарының ең көрнектісі», «Әбу-Наср әл-Фараби еңбегі алғашқы рет қазақ тілінде» (1962 г.) и др., которые знакомили казахстанского читателя с ранее неизвестным им выдающимся философом и ученым.
Первым руководителем и организатором полномасштабных философских исследований наследия аль-Фараби в Казахстане был выдающийся казахстанский ученый, член-корреспондент АН КазССР А.Х. Касымжанов.
Под его научным руководством начинался первый полномасштабный этап развития фарабиеведения в Казахстане, он прочно ассоциируется с его насыщенной плодотворными идеями научной деятельностью. А.Х. Касымжанову принадлежат и индивидуальные, и коллективные монографии, статьи, раскрывающие разные аспекты творчества средневекового мыслителя. Одной из высокозначимых работ рассматриваемого нами периода стала совместная с Б.Г. Гафуровым работа «Ал-Фараби в истории культуры» (1975 г.).
Отличительной особенностью исследовательского почерка А.Х. Касымжанова была масштабность философской эрудиции, позволявшая ему всесторонне охватить энциклопедическую мысль аль-Фараби. И, рассмотрев ее в потоке мировой истории философии, показать что, энциклопедизм и универсальность философских воззрений средневекового мыслителя есть узловое средоточие, сгусток мыслительной энергии, который сконцентрировали в себе общечеловеческие ценности.
В его трудах был представлен творческий портрет Аристотеля Востока – человека энциклопедической образованности и знатока античной философии и науки, поборника просвещения и гуманизма.
Именно благодаря этим первым трудам профессиональные философы получили возможность увидеть философское творчество мыслителя в единстве его онтологических, гносеологических, социально-философских сторон, осмыслить его духовное наследие в контексте мирового историко-философского процесса, его преемственности и развитии.
Крупным событием первого периода фарабиеведения в Казахстане стали юбилейные торжества, посвященные 1100-летию со дня рождения Абу Насра аль-Фараби. Среди них следует выделить международную научную конференцию «Аль-Фараби и развитие науки и культуры стран Востока» (1975 г.) и торжественное собрание в честь 1100-летнего юбилея аль-Фараби, проведенное в рамках работы в Алма-Ате V конференции писателей стран Азии и Африки (1973 г.).
Высокое собрание писателей стран Азии и Африки вызвало большой резонанс в культурной жизни страны, так как в советское время писатель был больше, чем писатель. Он был выразителем чаяний души, нервом социальной жизни, камертоном, задававшим звучание гражданской позиции каждой личности, а писательская интеллигенция пользовалась большим авторитетом и любовью всех казахстанцев. День аль-Фараби прозвучал как гуманистический призыв к единению человечества через культуру, в которой границы Востока и Запада носят условный характер, и где через общение, взаимовлияние и преемственность разные культуры обогащают друг друга.
В ярких и незабываемых выступлениях представителей разных стран – Казахстана, Пакистана, Сирии, Ирана и других – прозвучали слова глубокой признательности и уважения гению мыслителя, верившему в социальный прогресс, науку, торжество нравственности и в достижение идеала, который был представлен им в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города». В них было подчеркнуто, что аль-Фараби принадлежит всему человечеству, олицетворяя своим творчеством стремление человечества к единению, дружбе, взаимопомощи и сотрудничеству.
Как подчеркнул в своем выступлении Президент Академии Наук КазССР Ш.Е. Есенов: «Аль-Фараби относится к тем великим деятелям духовной культуры прошлого, которые, бесспорно, заслуживают того, чтобы народ глубоко чтил и запечатлевал их образ в слове, музыке, в мраморе и красках. … Нам также принадлежит почетное право и обязанность изучать и бережно хранить для грядущих поколений все, что сотворено для нас человеческим гением, все передовое, прогрессивное, что через седину веков бережно донесла до нас эстафета времени» [1, с.195].
Эти слова, прозвучавшие у истоков фарабиеведения в Казахстане как завет будущему, показывают, что уже в самом начале пути определилась символическая направленность изучения наследия аль-Фараби и рассмотрение его не только в качестве научного, но и, шире, культурного символа нашей страны.
В анализируемый период, помимо научных изысканий казахстанских ученых, были написаны литературно-художественные произведения «Сувенир из Отрара» (1966 г.) и «Возвращение Учителя» (1979 г.) А. Алимжанова, создана театральная пьеса и возведен памятник в Алма-Ате и др.
Юбилейная международная конференция «Аль-Фараби и развитие науки и культуры стран Востока», впервые собравшая видных советских и зарубежных ученых-востоковедов на исторической родине мыслителя, на высоком интеллектуальном уровне раскрыла наследие великого средневекового ученого и философа. Ее работа проходила по трем главным направлениям: 1) Аль-Фараби и развитие общественно-философской мысли; 2) Аль-Фараби и развитие естественных наук; 3) Аль-Фараби и проблемы языка, литературы, искусства, психологии, что нашло отражение в публикации тезисов докладов [2].
Эта конференция, День Фараби на V конференции писателей стран Азии и Африки, а также другие юбилейные мероприятия способствовали завязыванию международных связей с учеными и представителями творческой интеллигенции зарубежных стран. Они были продолжены и в дальнейшем, в частности, этому содействовала международная конференция, проводимая под эгидой ЮНЕСКО в 1980 г. в Душанбе, которая была посвящена 1000-летию со дня рождения Ибн Сины – философскому последователю аль-Фараби. Представительная делегация Казахстана приняла в ней активное участие, выступив с докладами, в которых отражалась преемственная связь двух великих мыслителей средневековья, о чем, как известно, свидетельствовал сам Ибн Сина.
В рамках подготовки и проведения юбилейных торжеств были изданы монографические работы казахстанских ученых, раскрывавшие разные аспекты его творческой деятельности. Среди них такие работы, как С.К. Сатыбекова. «Гуманизм аль-Фараби» (1975), А.К. Кубесов. «Математическое наследие аль-Фараби» (1974 г.), А.Н. Таукелев, Г.С. Сапаргалиев «Государственно-правовые взгляды аль-Фараби» (1975 г.), а позднее увидела свет работа А.С. Иванова «Учение аль-Фараби о познавательных способностях» (1977). Перу А.К. Кубесова также принадлежит монография «Астрономия в трудах аль-Фараби» (1991 г.), в которой раскрывалось содержание астрономических взглядов аль-Фараби, на тот исторический период наиболее полно представлявшее научное знание в этой области.
Значимую лепту в комплексное научное изучение фундаментальных проблем, а также в пропаганду наследия аль-Фараби среди широких кругов общественности и молодого поколения казахстанцев внесли известные профессора, доктора наук К.Б. Жарыкбаев и А. Дербисалиева.
В работах К.Б. Жарыкбаева получили освещение вопросы психологии аль-Фараби и его вклад в развитие мировой психологической мысли. Ему также принадлежит заслуга в издании первого библиографического указателя трудов аль-Фараби в казахстанской науке. В работах же А. Дербисалиева, в последующем – А. Дербисали кажы, наряду с наследием Абу Насра аль-Фараби, получило освещение наследие и других Фараби, внесших вклад в развитие разнообразных отраслей знания исламского средневековья.
Второй период советского фарабиеведения был отмечен переходом от полномасштабного первоначального знакомства и встречи с творческим наследием аль-Фараби к разработке конкретных проблем его философско-энциклопедических воззрений, а также продолженной публикацией переводов новых трактатов аль-Фараби.
В этот период появилась плеяда молодых казахстанских исследователей – А.М. Кенисарин, Н.Л. Сейтахметова, Г.Р. Коянбаева, Н.Х. Жолмухамедова, А.А. Касымжанова и др.
Обогащенные знаниями в области мировой философии, молодые ученые внесли новую струю в развитие казахстанского фарабиеведения. Ими были защищены диссертации по проблемам наследия аль-Фараби, активно велась научно-популяризаторская и пропагандистская работа среди населения республики.
Большой вклад в развитие советского фарабиеведения второго периода внес М.С. Бурабаев. Он возглавил научно-исследовательскую и научно-организаторскую деятельность в этой области в Академии Наук КазССР. Обладая большими организаторскими способностями, твердым и принципиальным характером, он сумел привлечь молодые кадры в эту область историко-философского знания, и на новом уровне продолжить начатую работу.
В это время произошло дальнейшее расширение исследовательского пространства фарабиеведения, включившего в орбиту своего изучения новые аспекты творчества мыслителя. Было продолжено как изучение новых граней творческого наследия аль-Фараби, так перевод ранее не публиковавшихся на русском и казахском языках трактатов мыслителя. Были выпущены переводы следующих циклов произведений аль-Фараби: «Естественно-научные трактаты» (1987 г.), «Историко-философские трактаты» (1985 г.).
Благодаря этим публикациям казахстанские ученые и все интересующиеся духовной культурой прошлого получили расширенную источниковедческую базу фарабиеведения, смогли оценить масштабы энциклопедической эрудиции мыслителя, его разносторонние интересы, многоуровневость мировоззрения и глубинные слои философского постижения мира и человека.
В этот период были опубликованы коллективные монографии: «О логическом учении аль-Фараби» (1982 г.), «Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби» (1984 г.), «Проблемы бытия и познания в философии аль-Фараби» (1988 г.).
Работа «Философия Абу Насра аль-Фараби», носящая характер обобщающего издания, была начата в этот же период, но в силу объективных обстоятельств была опубликована позже, в 1998 году.
Так как они носили выраженный тематический характер, в них более подробно и целенаправленно рассматривались те проблемы, которые в первоначальный период исследования наследия аль-Фараби носили постановочный характер или же не делались предметом специального изучения. Особенно в этом контексте следует обратить внимание на коллективную монографию «О логическом учении аль-Фараби». Она до настоящего времени является единственным казахстанским исследованием в этой области знания. Но научно-исторический интерес к наследию Абу Насра аль-Фараби, в немалой степени обязанному своим высоким званием Второй Учитель изысканиям в области логики, обязывает фарабиеведов не забывать об этой важной исследовательской стороне наследия мыслителя.
В этот период было продолжено научное сотрудничество с учеными Москвы, Ташкента, Душанбе и др., в частности в написании коллективной монографии «Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби» принял участие известный советский востоковед А.В. Сагадеев. Раскрывая этическую и эстетическую концепции средневекового философа, в монографии показывались особенности развития этической и эстетической мысли народов средневекового Востока.
В данном контексте трудно пройти мимо остающейся до сих пор важным казахстанским исследованием в области эстетических взглядов аль-Фараби работы А.Х. Касымжанова «Эстетические взгляды аль-Фараби» (1990 г.), а также статей, написанных им совместно с Т. К. Курмангалиевой. В этой работе была осуществлена попытка раскрытия сущности, самобытности и своеобразия эстетики аль-Фараби, адекватно понимаемой лишь в единстве и глубинной целостности всех сторон его философского мировоззрения. Эстетическое отношение к миру, руководствующееся идеей прекрасного, - это один из развернутых ракурсов видения философом мира, где, как утверждал автор, через поэтику раскрывается философия жизни человека.
Завершая изложение развития фарабиеведения в Казахстане во второй половине ХХ века и до обретения независимости, следует подчеркнуть, что в нем были достигнуты большие успехи. Оно прошло путь от первых шагов, открывавших первым профессиональным исследователям философское лицо их исторического соотечественника, до научного уровня осмысления и реконструкции его философского мировоззрения.
Более того, благодаря казахстанским ученым имя аль-Фараби стало культурным символом Казахстана, олицетворением его открытости мировому сообществу и другим культурным мирам.
Казахстанская философия рассматриваемого периода начала работу по переводу трактатов аль-Фараби, не известных на его исторической родине, и осуществила перевод на казахский и русский языки цикла трактатов великого мыслителя; подготовила и издала ряд монографических работ, раскрывающие многообразные аспекты его творческого наследия; организовала и провела международные встречи и конференцию, посвященные 1100-летию со дня рождения Абу Насра аль-Фараби, а также проделала огромную пропагандистско-популяризаторскую работу в казахстанском обществе.
Оглядываясь на то время, мы с гордостью говорим о высокой значимости этого символа для культуры современного Казахстана. Мы выражаем глубокую благодарность всем ученым и подвижникам, благородный труд которых сделал возможным то, о чем когда-то мечтали первопроходцы, – имя аль-Фараби заняло высокое и почетное место в истории культуры, философии и науки нашей страны. На его примере воспитывается современное поколение казахстанцев, движимое к новым вершинам познания.
Литература:
- Возвращение Учителя. О жизни и творчестве Фараби. Алма-Ата: Жазушы, 1975. С.105-106.
- Аль-Фараби и развитие науки и культуры стран Востока (тезисы докладов). – Алма-Ата: Наука, 1975. – 112 с.