Назначение бывшего премьер-министра шефом главной спецслужбы страны повергло многих экспертов в прострацию. Кроме общих слов о том, что это важный пост в системе государственного управления, свидетельствующий о сохранении к нему доверия Главы государства, они ничего внятного сказать не смогли.
Логика нашумевшего назначения
Вместе с тем, сегодня уже очевидно, что это кадровое перемещение имеет хорошо аргументированный фундамент, и не было спонтанным решением Президента, принятым под воздействием каких-либо сиюминутных факторов.
В пользу этого свидетельствует активная PR -кампания Масимова, запущенная им в середине июня текущего года в своем 100-тысячном twitter -аккаунте.
Понятно, что старт информационной активности премьер-министра был санкционирован Президентом, который уже тогда определился с дальнейшим развитием карьерной судьбы своего «помощника» и дал ему возможность подвести итоги деятельности и закрепить свой образ в общественном мнении страны в позитивных тонах.
Зная о том, что осенью ему предстоит сменить дислокацию и занять должность, в которой публичная деятельность не особо приветствуется, Карим Кажимканович использовал предоставленное время в очень интенсивном режиме, чем вызвал искреннее недоумение у многих профессионалов медийной сферы.
Ключевым триггером, повлиявшим на запуск сценария кадрового обновления в стране, стали трагические события, произошедшие 5 июня в Актобе. Кровавый «алматинский триллер» 18 июля только закрепил сюжетную линию нового назначения Масимова. Однако первые эскизные наброски этого кадрового решения были сделаны Главой государства несколько ранее – после череды «земельных митингов» в конце апреля текущего года.
Окончательная дата воплощения в реальность данного замысла была скорректирована неожиданным известием о смерти Ислама Каримова, резко актуализировавшим тему транзита власти, в котором ключевую роль традиционно играют органы нацбезопасности.
Таким образом, перемещение Масимова 8 сентября в кресло председателя КНБ было обусловлено тремя трендами:
- рост протестных настроений в обществе на фоне ухудшения экономической ситуации и социального положения населения;
- усиление угрозы терроризма и экстремистских действий, связанных с глобальной геополитической нестабильностью в мире;
- актуализация вопроса транзита власти, с возможным нарастанием внутриэлитных противоречий и желанием внешних игроков повлиять на данный процесс.
Предельно непростая миссия
Весь этот комплекс критически сложных проблем требует качественно нового уровня управления системой национальной безопасности. В условиях реальных, а не декларируемых вызовов, важно сохранить дееспособность государственных институтов, политическую устойчивость и поступательное экономическое развитие.
Глава государства, понимая резко возросшую значимость национальной безопасности в сохранении и дальнейшем повышении конкурентоспособности страны, сделал ставку на интеллектуальный подход, сочетающий в себе как традиционно жесткие, так и инновационные soft-технологии.
Сегодня безопасность становится решающим фактором в глобальном продвижении Казахстана, от которого зависит не только территориальная целостность и национальное единство, но и финансово-экономические перспективы страны.
В этих условиях на КНБ возлагаются особые надежды – необходима «умная» реализация стратегических целей в сфере безопасности без заметного ущемления прав граждан и видимого ухудшения общественно-политического и делового климата в стране.
Соответственно в этот период во главе данной структуры должен находиться человек, обладающий объемным мышлением и масштабным видением ситуации, который способен принимать взвешенные системно просчитанные решения.
От нового главы нацбезопасности потребуется филигранно точная работа для эффективного купирования социального протеста и нейтрализации экстремистских и террористических проявлений в казахстанском обществе. В новых реалиях ставка на стратегию всеобщего ужесточения и тотальных «драконовских» мер контрпродуктивна.
Деятельность спецслужбы не должна бросаться в глаза, важно следовать принципу "smart and simple", который подразумевает не создание дополнительных сложностей в жизни простых граждан в виде введения новых запретов и ограничений, а интеллектуальную работу без громких демонстративных акций.
Вместе с тем, помимо кругозора и знаний новая кандидатура должна была обладать необходимым политическим весом для превентивной дезактивации борьбы элитных группировок внутри страны и жесткого блокирования попыток внешнего вмешательства.
В целом, на первый план выходит аналитика и вдумчивая работа с информацией. Особого внимания потребуют Интернет и социальные сети. Сегодня все больший объем в деятельности спецслужб занимает цифровые методы выявления рисков и устранения уязвимых мест в системе национальной безопасности.
Все эти новые требования времени предельно сложно реализовать на практике. Сможет ли справиться вновь назначенный председатель КНБ с этой непростой миссией и оправдать доверие Главы государства покажет время.
Гармоничное сочетание hard и soft
В современных условиях, исключительное использование hard -технологий и одномерных решений для обеспечения национальной безопасности может привести к потере темпов развития Казахстана и превращению его во «второй Узбекистан», в котором на «алтарь стабильности» была принесена рыночная экономика, инвестиционная привлекательность и международный авторитет страны.
Вместе с тем, Президент при проведении последних кадровых и структурных изменений в Правительстве принял решение отказаться от некоторых либеральных принципов государственного управления, которым Казахстан следовал на протяжении достаточно долгого времени.
В частности, временно прекращена популярная в западных странах практика назначения гражданских министров в оборонное ведомство страны, которое теперь полностью деполитизировано и должно сконцентрироваться исключительно на повышении обороноспособности государства. В целях усиления военно-промышленного комплекса будет также рассмотрена возможность создания еще одного специализированного ведомства.
Кроме этого, наблюдается определенная корректировка европейского подхода в регулировании религиозной сферы и гражданского общества, с созданием профильного министерства наметился явный тренд на усиление роли государства в этом вопросе. Формула «государство не вмешивается в деятельность религиозных и общественных объединений» в новых реалиях становиться все более эфемерной.
Тем не менее, главный акцент недавних кадровых и структурных реорганизаций связан с фигурой бывшего премьер-министра, который должен обеспечить разумный баланс между необходимостью жестких мер и сохранением либеральной рыночной модели развития страны.
В условиях усиливающегося геополитического противостояния и ужесточения глобальной конкуренции в мире только система smart security способна сохранить позитивную динамику роста Казахстана и его вхождение в 30-ку лучших государств планеты.